Научные проекты

Релиз о ходе реализациипроекта грантового финансирования в 2024 году (ИРН АР 23488037)

В Национальном университете обороны Республики Казахстан реализуется научный проект грантового финансирования на 2024-2026 годы по теме «Подготовка преподавателей к использованию ресурсов педагогического технопарка в образовательном процессе военного вуза» ИРН АР 23488037 (далее – Проект).

По итогам 2024 года Проект, которому присвоен номер государственной регистрации 0124РК00986 в соответствии с решением Национального научного совета по приоритетному направлению развития науки, научно-технической деятельности «Национальная безопасность и оборона, биологическая безопасность» от 5-6 декабря 2024 года (выписка № 10 из Протокола заседания № 6), одобрен и рекомендован к дальнейшему финансированию.

Цель Проекта – теоретическое обоснование и апробация системы подготовки преподавателей военного вуза к использованию ресурсов педагогического технопарка.

Актуальность Проекта обусловлена социокультурными изменениями, технологизацией и цифровизацией, которые ставят перед системой военного образования Республики Казахстан, включая послевузовский ее этап, высокие задачи по подготовке современных, высококвалифицированных и креативных офицеров.

Сложившиеся обстоятельства актуализируют запрос на создание в структуре Национального университета обороны Республики Казахстан педагогического технопарка, который представляет инновационную междисциплинарную образовательную площадку, оснащенную высокотехнологичным оборудованием, нацеленным на:

  • развитие научно-образовательной и творческой среды на основе цифровой трансформации;
  • создание условий для обновления содержания образовательных программ, разработку инновационных технологий и моделей образования, а также интерактивных учебных материалов и образовательных ресурсов;
  • обучение военных (военно-научных, военно-педагогических) кадров, расширение их кругозора и освоение ими современных компетенций.

В рамках реализации Проекта ожидаются следующие результаты:

  • обоснована система подготовки преподавателей военного вуза к использованию ресурсов педагогического технопарка;
  • разработана карта военно-педагогических и методических ресурсов педагогического технопарка военного вуза;
  • определены основные направления работы педагогического технопарка с учетом дефицитов педагогических компетенций преподавателя военного вуза;
  • разработаны методики работы с ресурсами педагогического технопарка военного вуза;
  • определена и содержательно описана совокупность компетенций (включая цифровых компетенций) преподавателя военного вуза, готового к организации образовательного процесса с использованием ресурсов педагогического технопарка;
  • опубликованы не менее 5 статей в журналах, рекомендованных КОКНВО МНВО РК;
  • издана коллективная монография по теме проекта;
  • оформлен патент на методику подготовки команды-преподавателей к использованию ресурсов педагогического технопарка в образовательном процессе военного вуза;
  • проведены 2 (два) круглых стола и 1 (одна) Республиканская конференция по тематике исследования.

 Состав исследовательской группы:

№ п/п Ф.И.О.,
ученая (академическая) степень, ученое звание (при наличии)
Индекс Хирша, идентификаторы ResearcherID, ORCID, Scopus Author ID (при наличии) Должность в Проекте
1 Искаков Ернар Мэлсович,

кандидат педагогических наук

https://orcid.org/0000-0003-4621-9844 Научный руководитель
2 Бекишев Ермек Жаелганович,

доктор философии (PhD)

https://orcid.org/0009-0006-7278-6809 Соруководитель
3 Жексенбинов Бауржан Нажибаевич,

доктор философии (PhD), профессор

https://orcid.org/0009-0005-3549-2951 Ведущий
научный сотрудник
4 Кашкарбаев Бауыржан Амангельдинович,

доктор философии (PhD)

https://orcid.org/0009-0008-2752-7319 Ведущий
научный сотрудник
5 Бутаев Нурлан Ержанович,
доктор философии (PhD)
https://orcid.org/0009-0009-2645-6851 Старший
научный сотрудник
6 Калышев Арман Тиллабекович,

магистр

https://orcid.org/0009-0006-0934-6050 Старший
научный сотрудник
7 Бурнаев Зуфар Русланович,

кандидат педагогических наук, профессор

https://orcid.org/0000-0001-8080-265Х Старший
научный сотрудник
8 Кармысова Гульмира Алимбековна,

бакалавр

https://orcid.org/0009-0000-1967-1064 Старший
научный сотрудник
9 Мүбәрак Мақсат Серікұлы,
магистр
https://orcid.org/0009-0001-5779-2753 Научный сотрудник

В соответствии с календарным планом в 2024 году:

  1. Разработана методология и программа исследования по теме Проекта.

Методология исследования включает в себя:

во-первых, характеристику, актуальность и ведущую идею исследования;

во-вторых, отражает логическую структуру Проекта, в том числе цель, задачи, гипотезу, исследовательскую концепцию, методологические подходы, исследовательские методы, особенности Проекта и ожидаемые результаты.

Методологическую основу исследования составляют:

  • системно-деятельностный подход, определяет основные направления функционирования педагогического технопарка и рассматривает с позиции системы процесс подготовки преподавателей военного вуза по использованию его ресурсов при организации образовательного процесса;
  • личностный подход, позволяет описать набор компетенций, включая цифровые навыки преподавателя военного вуза, необходимые для успешной организации образовательного процесса в условиях инновационной образовательной среды.

Программа исследования показывает планируемую схему исследования, включая развернутый и детализированный план работ по реализации Проекта, где обозначены конкретные сроки выполнения мероприятий с установленной формой их завершения и закрепленными ответственными лицами из числа членов исследовательской группы, а также исследовательскую стратегию и этапы научной работы. Развернутый план реализации Проекта зарегистрирован в делопроизводстве Проекта от 10.09.2024 г. № 6.

  1. Определена структура, содержание и возможности педагогического технопарка, описан механизм его функционирования в военном вузе.
    По итогам работы составлена аналитическая справка, зарегистрированная в делопроизводстве Проекта от 16.09.2024 г. № 7, и создана 3D-модель помещения педагогического технопарка. Полученные результаты исследования апробированы на страницах международного научного журнала «Интернаука» в статье «Определение структуры и содержания педагогического технопарка в военном вузе» (ноябрь 2024 года, № 43 (360). – С.45-47, авторы З.Р. Бурнаев, Е.Ж. Бекишев, Н.Е. Бутаев).
  2. Произведен закуп 20 наименований оборудования на общую сумму 6 453 219 тенге. В Комитете казначейства Министерства финансов Республики Казахстан зарегистрированы следующие договора на закуп техники и оборудования:
  • договор от 04.10.2024 г. № 15, уведомление от 19.10.2024 г. № 7902748;
  • договор от 04.10.2024 г. № 16, уведомление от 20.10.2024 г. № 7904985;
  • договор от 04.10.2024 г. № 17, уведомление от 23.10.2024 г. № 783978.
  1. Обоснована система подготовки преподавателей военного вуза к использованию ресурсов педагогического технопарка.

В контексте проводимого исследования под системой подготовки преподавателей понимается комплекс взаимосвязанных компонентов и мероприятий, направленных на формирование у последних компетенций для эффективного использования современных технологий и ресурсов педагогического технопарка. Эта система включает этапы организационной подготовки, разработки методической базы, технической оснащенности и обучения, что обеспечивает создание адаптивной образовательной среды. Система строится на последовательной интеграции цифровых инструментов, способствуя повышению качества преподавания и эффективности учебного процесса в условиях военного вуза. Следует отметить, что исследовательская группа при выстраивании общей архитектуры теоретического ядра исследования исходит из конфигурации «система подготовки преподавателей военного вуза к использованию ресурсов педагогического технопарка – военно-педагогические и методические ресурсы педагогического технопарка военного вуза – актуальные и потенциальные компетенции преподавателя военного вуза, готового к организации образовательного процесса с использованием ресурсов педагогического технопарка». По итогам работы составлена аналитическая справка, которая зарегистрирована в делопроизводстве Проекта от 18.10.2024 г. № 9.

  1. Разработана карта военно-педагогических и методических ресурсов педагогического технопарка военного вуза. По итогам работы составлена «Карта военно-педагогических и методических ресурсов педагогического технопарка военного вуза» (далее – Карта). Карта состоит из военно-педагогических (управленческие, кадровые), методических (информационные, технологические) и иных (инфраструктурные, материально-технические, финансово-экономические) ресурсов. Содержание указанных ресурсов раскрыто в аналитической справке, зарегистрированной в делопроизводстве Проекта от 04.11.2024 г. № 10.
  2. В рамках реализации Проекта проведен круглый стол и рабочее совещание.

Так, круглый стол датируется 22 июля 2024 года (протокол № 1). Его целями являлись обсуждение хода реализации Проекта, уточнение сроков и закрепление ответственных лиц за выполнением мероприятий в соответствии с утвержденным планом на 2024 год (протокол зарегистрирован в делопроизводстве Проекта от 01.08.2024 г. № 3).

Рабочее совещание проведено 22 ноября 2024 года (протокол № 2), где рассмотрен ход реализации Проекта в 2024 году, представлен отчет членов исследовательской группы о проделанной работе и уточнены направления деятельности исследовательской группы в 2025 году (протокол зарегистрирован в делопроизводстве Проекта от 22.11.2024 г. № 19).

  1. Опубликована научная статья «Система подготовки преподавателей военного вуза к использованию ресурсов педагогического технопарка» в научно-информационном журнале «Вестник Военного института Сухопутных войск имени Сагадата Нурмагамбетова». — 2024. — № 3 (59). – С.40-48 (авторы: З.Р. Бурнаев, А.Т. Калышев, Г.А. Кармысова). Данный журнал включен в перечень изданий, рекомендованных КОКНВО МНВО РК (приказ председателя Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан от 17 января 2024 года № 59).
  2. В рамках реализации пунктов 3 и 6 вновь заключенного Меморандума о взаимопонимании между Национальным университетом обороны Республики Казахстан и Омским государственным педагогическим университетом Российской Федерации (далее – ОмГПУ) от 8 апреля 2024 года организовано взаимодействие по изучению и перенятию положительного опыта в вопросах создания и функционирования педагогического технопарка, в том числе:
  • в онлайн режиме проведена научная консультация (вебинар) с директором Технопарка универсальных педагогических компетенций имени В.М. Самосудова ОмГПУ Н.А. Кургановой. Вебинар с членами исследовательской группы состоялся 7 ноября 2024 года (договор о проведении научной консультации № 09-09/11 от 07.11.2024 г.);
  • в период с 24 по 27 декабря 2024 года руководителем Проекта Е.М. Искаковым на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций имени В.М. Самосудова ОмГПУ пройдена стажировка с освоением 2 (двух) образовательных программ: «Технопарк – площадка для внедрения технологического будущего» и «Основы VR-технологий». По результатам стажировки Е.М. Искакову выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца № 15-01-13/4203
    и № 15-01-13/4298. Прохождение стажировки на базе указанного технопарка позволяет расширить понимание о структуре, содержании и механизме работы педагогического технопарка, интегрировании его в образовательный процесс военного вуза.
  1. Проанализированы возможности использования искусственного интеллекта «Chat GPT» и «Gamma App». Сервисы позволят автоматизировать выполнение рутинных задач педагогов, поддерживать научную деятельность путем ускоренной обработки данных и поиска релевантных источников, а также упростить создание образовательных материалов (например, слайдов и презентаций), обеспечивая персонализацию обучения и наглядную визуализацию данных. По итогам работы старшим научным сотрудником А.Т. Калышевым подготовлена презентация и внесены предложения по реализации проспективных идей и инициатив в области цифровизации Проекта.

В 2024 году все предусмотренные календарным планом мероприятия выполнены своевременно и в полном объеме. Научная и практическая деятельность по реализации Проекта продолжается.