24 октября 2024 года по инициативе начальника Национального университета обороны Республики Казахстан в Национальном военно-патриотическом центре Вооруженных Сил Республики Казахстан состоялась международная научно-практическая конференция по теме «Қазақ мемлекеттілігінің бастауы – Жошы ханнан қазіргі заманға дейін» / «Истоки казахской государственности от Джучи хана до современности» (далее – конференция).
В работе конференции приняли участие депутаты Сената Парламента Республики Казахстан (Сарыбаев Г.Т., Сатвалдиев А.Г.), руководство Министерства обороны Республики Казахстан, представители других войск и воинских формирований, начальники структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба и Вооруженных Сил, ведущие историки страны (общественно-политический деятель, доктор исторических наук, профессор Тасбулатов А.Б.; директор научно-исследовательского института изучения Улуса Джучи (Золотой Орды), PhD Сабитов Ж.М.; профессор КазНУ имени Әл-Фараби, кандидата исторических наук Нұрпейіс Т.Ә.; профессор кафедры «История Казахстана» ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор Садықов Т.С.; профессор кафедры социально-гуманитарных наук Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Ермекбай Ж.А.), ветераны Вооруженных Сил, профессорско-преподавательский состав, магистранты и докторанты Национального университета обороны Республики Казахстан, преподаватели и курсанты высших военных и специальных учебных заведений, уланы и учащиеся средних школ города Астана, зарубежные гости (в режиме онлайн участвовали ученые и специалисты из Российской Федерации, Турецкой Республики, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики).
Модераторами конференции отмечено, что в современных условиях геополитической напряженности весьма важным становятся вопросы уточнения национальной идентичности и научного обоснования многовековой истории казахского народа, истоков ее государственности.
Цель конференции: изучение актуальных вопросов истории казахской государственности для создания условий по формированию и укреплению общенациональных ценностей и идеалов.
В приветственном слове начальник Национального университета обороны Республики Казахстан, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор (доцент), генерал-майор Мустабеков А.Д. отметил, что конференция, посвященная исследованию и изучению истоков казахской государственности имеет особую актуальность. В условиях геополитической напряженности и трансформации социокультурной обстановки весьма важным становится вопрос об уточнении национальной идентичности и научном обосновании многовековой славной истории казахского народа. Нашему поколению выпала уникальная возможность объективно и всесторонне изучать свою историю, раздвигать границы познания, оценивать роль и вклад великих ханов прошлого в современный Казахстан.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев акцентировал внимание на историческом и культурном наследии Джучи хана, отмечая, что история нашего народа значительно шире и глубже. Справедливая оценка истокам казахской государственности и её осмысление – вот главный посыл, заявленный Главой государства.
Неслучайно одновременно с нами проводит свое мероприятие на тему «Историко-культурное наследие периода Золотой Орды (Улуса Джучи)» Национальный историко-культурный и природный музей-заповедник «Улытау». По завершении нашего научного форума, участники смогут первыми посетить данную выставку.
Сегодняшний конструктивный диалог должен привести нас к единому пониманию в вопросах возникновения, становления и развития казахской государственности».
В сборнике материалов конференции опубликовано 50 докладов, которые изложены на 414 страницах, в настоящем дайджесте отражена подборка основных тезисов некоторых из них.
По концепции конференции тематический вузовский доклад представил доктор военных наук, профессор, генерал-майор в отставке Ахметов Ж.Х., начальник НИИ военного искусства ВНИЦ НУО Республики Казахстан по теме: «Феномен казахской государственности: истоки и наследие золотой орды».
Ученый показал, что природа феномена казахской государственности определяется уникальностью ее истоков. Геополитическое наследие именно этой державы послужило благодатной почвой для возникновения многих евразийских государств, включая Казахское ханство.
Феномен казахской государственности заключен в природе кочевого общества, которое имело определенное структурирование в форме власти, внутреннюю систему управления, кроме того пастбищное кочевье определяло территориальный ареал, и безусловно этнос. Анализ исторических событий позволяет видеть одно уникальное, феноменальное явление. Ни при каких обстоятельствах основной этнос центральных регионов Великой Степи – казахи не потеряли территориальную и политическую целостность, как базы единения казахских племен и государства.
В определении истоков связующим звеном вполне может быть личность общего предка. Здесь своеобразным символом, мощным началом, истоком единения служат легенды, связанные с именем Алаша Хана. Внутренний порядок и сосуществование в Великой Степи многочисленных племен связаны с их верой в свое происхождение от Алаша. По вероятности первоначально сформировалась иерархия структуры племен, которые объединились под флагом верности традициям Алаша Хана, эпоха которого соответствует культуре самого раннего этапа Великой Степи. В которой уже видны признаки вызревания государственности.
Ее основу в период саков, составляла родоплеменная структура, внутренняя иерархия и власть сильного рода, консолидирующая разрозненные племена.
Надо иметь в виду, что Джучиев Улус образование вторичное в рамках империи и соответственно на ранних этапах государственного обустройства институт вышестоящего сюзерена – первичной власти карокорумского хана имел безусловное значение. Характерны черты раннегосударственного кочевого общества через идею преемственности «государственной традиции» исследовал В.В. Трепавлов. Ученый к числу таких черт отнес: сакральную легитимацию верховной власти; систему распределения, делегирования, наследование власти; наличие специфических органов управления ставками.
Феноменальность истоков государственности попытаемся показать через особенности формирования территории, населения, религии, экономики и военной организации Улуса Джучи.
Началом существования Золотой Орды исходят с 1224 года, когда Чингисхан отдал в управление старшему сыну Джучи Хорезм и Восточный Дешт- и Кипчак (современный Казахстан). Первые десятилетия пришельцы, а их немного сознавали свою монгольскую идентичность. Но, по историческим масштабам быстро ассимилировались и слились с коренными жителями Степи, и к середине XIV века (в течение столетия) уже не считали себя монголами. К этому периоду как показывают источники, и официальные документы Улуса Джучи стали составляться на тюркском языке. Таким образом, монгольский народ считался правящим, но уже адаптировались под устои, уклад, кочевых племен казахской Степи. Этот период характерен и еще одной особенностью происходило отмирание племенных патриархальных норм, и переход в качественно другую степень. На основе – этнической консолидации – шел процесс формирование золотоордынской народности.
Территориальные размеры Золотой Орды поразительны в измерениях того времени по описаниям путешественников, купцов, бороздящих эти степи. Так с запада на Восток до восьми месяцев, с севера на юг до шести месяцев, такова образная оценка в месячных переходах. Физико-географические условия Степного пояса и сложившееся кочевое скотоводство оказывало огромное влияние, и как маятник в сезоны раскачивало движение на этом пространстве с юга на север и обратно. Феномен Улуса Джучи в этой территориальной реальности в том, что она сегодня в пределах нашей страны существует практически почти в тех исторических масштабах.
Управления формировалась и изменялась на протяжении трех столетий и имела сложную и разветвлённую систему. Она трансформировалась и адаптировалась под местные условия и реалии от традиционно монгольских к собственно джучидским. Но наследовала многие ее черты, в части вертикали власти, и военно-административных методов ее реализации. Улусная система – основа, отличительная черта государственного строя Золотой Орды, в ней наблюдается трансформация и объединение в данном термине не только географической территории, но и этнообщественного населения.
Феномен джучидской системы управления в ее устойчивости, она продолжала функционировать в постордынских ханствах. Ее признаки и атрибуты присутствуют в несколько иных формах и в современных государствах, в том числе и в нашей стране. В частности, беспрецедентная толерантность. Государственность Золотой Орды – это редкостный пример длительного и бесконфликтного существования на огромной территории разнородных подданных, различных укладов (кочевых и оседлых), говорящих на разных языках.
Говоря о феноменальных особенностях Улуса Джучи, не можем обойти вопрос веры, государственной религии. Одним из первых его мероприятий стало обращение своего многоплеменного государства в мусульманство. В 1314 году хан Тохту объявил ислам официальной религией Золотой Орды. С этого времени Улус Джучи стал мусульманским султанатом. Переход от язычества (тенгрианства) к исламу, фактор принятия ислама как официальной религии государства джучидов, стал мощным духовным фактором, и вопрос легимитизации власти на этих канонах встал неотвратимо.
Основой жизни в Кипчакской степи был кочевой образ жизни. Золотая Орда нашла свою отрасль, «экономическую жилу», ориентированную на внешнюю и транзитную торговлю. Вместе с тем она была не только потребителем и перевалочным пунктом, но и предлагала свои товары: мясо, меха, зерно, кожу, соль, лошадей, верблюдов. Торговые доходы обеспечили приток серебра и предопределили денежную реформу хана Тохты 1310-1311 годов, когда впервые была введена собственная монета сарайский дирхем, устойчивый по весу и курсу. Распространился и укрепился золотой динар – алтын, который в финансовой системе пост золотоордынских государств был в обиходе еще несколько столетий. Выпуск монет от своего имени – это один из обязательных атрибутов самостоятельности правителя, свидетельство государственной самостоятельности, значительный прогрессивный шаг.
При абсолютном большинстве кочевого населения и войска военная сфера всегда имела значение и занимала особое место в государстве джучидов. Военная организация монгольской империи практически не менялась и осуществлялась в соответствии с Великой Ясы. Участие в военных мобилизациях и выплата податей была главной обязанностью ордынских подданных. Размеры и численность войск могло определяться из задач, длительности похода или военной компании, носила гибкий характер. Есть сведения, что хан Тохта собрал 250 тысячное войско, а при его приемнике Узбеке для участия лишь в празднике собрали 170 тыс. воинов.
Говоря о гибких принципах мобилизации, мы имеем ввиду, что при формировании войска указывалась конкретная пропорция: сколько выставлять от каждой десятки (два, пять или иное число воинов), и с чем должны прибыть (вооружение, снаряжение, лошадь, экипировка и др.).
Таким образом, истоки казахской государственности зрели задолго до объявления Казахского ханства. Феномен казахской государственности заключен в природе кочевого общества, которое имело определенное структурирование в форме власти, внутреннюю систему управления, кроме того пастбищное кочевье определяло территориальный ареал, и безусловно этнос.
Мы наследники Золотой Орды, прямые преемники кочевой цивилизации Великой Степи, с историческим наследием, которого тесно переплетены прошлое, настоящее и будущее нашей страны – традиции государственности Казахстана.
Изучать историю Земли Казахской, которую защитило ни одно поколение наших предков весьма важно. Ее исторические корни сквозь века отражаются в современной государственной системе, зримо видны на ее символах. Выстраданная многими поколениями Независимость нуждается в надежной защите. Феноменально то, что нам передана территория фактически в исторических границах того времени. И наш девиз: «Біртұтас ел – Біртұтас жер» всецело отвечает готовности к защите ее Территориальной целостности, Суверенитета и Независимости.
По теме конференции представляет интерес статья авторов заслуженного деятеля Республики Казахстан Асенова А.Т., и заместителя начальника НУО по воспитательной и идеологической работе, генерал-майора Тулепбаева С.Б.
Авторы на анализе научной литературы, открытых источников показали, что Золотая Орда (Улус Джучи, Улуг Улус), составляет целую эпоху в истории тюркской Евразии, ключевой период для формирования нескольких современных тюркских народов – казахов, ногайцев, волжских и крымских татар, башкир и каракалпаков. Именно в лоне Улуса Джучи формировалась политическая модель, которая впоследствии легла в основу устройства целого ряда тюркских государств Евразии, включая Казахское ханство.
Такая генетическая связь прослеживается в родоплеменной структуре казахов, в однородности их хозяйственных и культурных форм, образа жизни и быта, общности территории. Эта связь четко отражена в преемственности языка у абсолютного большинства племен и племенных групп в раннефеодальных государствах на территории Казахстана. Постепенная, но неуклонная эволюция хозяйства, сдвиги в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал естественно содействовали объединению родственных по языку однотипных в хозяйственно-бытовом укладе жизни племен и племенных групп и способствовали сложению новой этнической общности феодальной эпохи народности и возникновению государственности. Этническая ситуация при этом складывалась так, что иногда одни и те же племенные группы в силу политической обстановки входили в разные государственные образования, территория их расселения в отдельных случаях смещалась под давлением извне или в результате откочевок. Однако главная тенденция к объединению в крупное государственное образование пробивала себе дорогу. Так произошло и с Казахским ханством.
В 15 веке гигантская империя Золотая Орда стала распадаться на мелкие государства: первой отделилась Белая Орда. Существовала она в 13 – начале 15 веков. Территория Ак Орды состояла из земельных владений двух сыновей Джучи: Орда Ежена и Шайбани. Столица – Сыгнак. В 1428 году власть в восточном Дешт- и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов. Его территория — от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицы – Тура (1428-1430), Орда-Базар (1430-1446), Сыгнак (1446-1468). Этнический состав: кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конраты, канглы, уйсуни, уйгуры.
В XVI-XVII вв. Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, охватившие основную часть этнической территории казахов. По данным вполне достоверных источников, в Казахское ханство 1695 года входило 32 города.
Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство ученых-историков полагает, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности, первый в своей родословной говорит следующее: «Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек-хан».
История ханской власти в Казахстане насчитывает почти 400 лет, и в этот период страной правили примерно 40 ханов. Среди них выделяются основатели Казахского государства Керей и Жанибек, а также Касым, Хак-Назар, Тауекел, Есим, Салкам, Жангир, Тауке, Абулхаир, Абылай, Жангир Букеев и последний казахский хан Кенесары Касымов.
В статье доктора философии Жапелова Е.Н. и Абенова С.Д. рассмотрено оружие и вооружение Улуса Джучи, что, безусловно, являются важной частью культурного наследия региона. Анализ оружий и методов ведения боя, использовавшихся в Улусе Джучи, позволяет выявить закономерности развития военной технологии и стратегии в условиях степного кочевого общества, что может быть актуально для изучения современных подходов к военной науке.
Оружие и вооружение были символом статуса и власти, средства для защиты Улуса и его жителей. Профессиональные воины, именуемые «керай», составили основу армии, обладая как тяжелым, так и легким вооружением. Оружие, использовавшееся в Улусе Джучи, можно разделить на несколько категорий: колющее и рубящее оружие, метательное оружие, а также осадные механизмы.
Колющее и рубящее оружие – мечи (шашки). Основное рубящее оружие, использовавшееся в бою. Мечи были изогнутыми, что позволяло выполнять резкие и мощные удары. Кинжалы эти короткие ножи были универсальными инструментами, использовавшимися как для выполнения различных задач, так и в ближнем бою.
Метательное оружие играло ключевую роль в военной стратегии Улуса Джучи, обеспечивая воинам возможность вести бой на расстоянии, а также охотиться на диких животных. Метательное оружие, включающее луки и стрелы, джавелины и кастеты, являлось основным компонентом военной тактики Улуса Джучи.
Осадные механизмы играли критически важную роль в военных кампаниях Улуса Джучи, особенно в стратегическом захвате крепостей и городов. Эти орудия позволяли обходить оборонительные конструкции противников и наносить им значительный ущерб. Рассмотрим основные виды осадных машин, использовавшихся в этом улусе. Катапульты – это механизмы, использовавшиеся для метания тяжелых снарядов на большие расстояния.
По мнению авторов, исследование оружия и вооружения Улуса Джучи позволяет подчеркнуть важность военной мощи для формирования идентичности народа. Улус, который занимался не только завоеваниями, но и развитием торговли, было необходимо иметь современные для своего времени технологии и тактики. Кроме того, военное дело существенно влияло на культуру и искусство, которое отражало идеалы и традиции своего время, посредством тяготений к свободе. Оружие Улуса Джучи олицетворяло не только военную мощь, но и культуру, традиции и социальные структуры этого уникального исторического образования. Уникальность и многообразие используемого оружия отражают вековые особенности военного искусства и адаптацию к быстро меняющимся условиям ведения боя.
Несомненно, представляется важным исследование различных аспектов военного искусства кочевников. Так авторы, заместитель начальника НУО – начальник факультета «Академия Генерального штаба Вооруженных Сил», генерал-майор Алдияров Н.К., кандидат исторических наук, ассоциированный профессор (доцент) Макипов А.С. и PhD, ассоциированный профессор (доцент) Рыскулбеков А.И., рассмотрели некоторые вопросы тактики кочевников и показали, как они вели боевые действия так называемым «облавным способом», который заключался в специально организованном рассредоточении войск на вражеской территории. Для успешного осуществления такой тактической комбинации был необходим специальный орган, отвечающий за управление, согласование и координацию действий. Кочевники обладали высокоразвитым для того времени навыком координации, согласованности и точности выполнения военных операций. Войска кочевников, преследуя цель максимального охвата территории противника в оперативном плане, традиционно делились на несколько частей: правое и левое крыло, а также центр.
С течением времени тактические методы ведения боя кочевых народов Евразии регулярно обновлялись и становились все более совершенными. Военачальники того периода внедряли в практику сложные тактико-технические комбинации, которые требовали высокого уровня оперативного мастерства и специальной подготовки личного состава для выполнения боевых задач. В стратегическом аспекте, при вторжении на территорию противника, кочевники использовали оперативно-тактический принцип окружения. Искусство окружных маневров в стратегии и тактике евразийских кочевников значительно повлияло на методы набегов и другие второстепенные военные операции.
Эволюция военного искусства кочевников базировалась на использовании наиболее эффективных методов полевого боя, таких как окружение, охват боевых сил противника, а также контроль и доминирование над флангами, что достигалось благодаря полному контролю над противником.
Стратегия войны охватывала обширные географические пространства евразийского континента. Планирование боевых операций обсуждалось на военных советах и корректировалось в зависимости от текущей обстановки, что способствовало разработке тактики и стратегии войны. Воинские формирования стратегически концентрировались, образуя ударные группировки, которые должны были действовать согласованно на большой территории, защищая не только тылы, но и стратегически важные левые и правые фланги от неожиданных угроз.
Стратегия наступления предусматривала создание широкого фронта, где ключевую роль играли два фланга и центр. Этот стратегический прием предусматривал одновременное нападение несколькими войсковыми группировками в различных направлениях, что позволяло глубоко проникнуть на территорию противника и разделить его силы.
Важным элементом внезапного вторжения была скорость движения войск. В походном движении, как и при перекочевках, кочевники старались двигаться распыленно, отдельными группами, добиваясь предотвращения нерационального стравливания травяного покрова, сохраняя при этом боевых коней. Скорость продвижения войск в походе могла быть различной, и зависело от ландшафтных особенностей, географических условий и сезона года. Быстрота и стремительность движения кочевников были частью как в целом стратегии, так и тактических приемов ведения войны. Войска в период крупных походов использовали как обычный ритм движения воинских формирований по местности, так и убыстренный «форсированный», который зависел от конкретной ситуации боевой обстановки. Ускоренный марш войск по местности назывался по-тюркски «илгар».
Для кочевников того времени было характерно разделение сил на две связанные группировки: авангардную и основную. Такое деление было тщательно разработано военачальниками с целью достижения как стратегических, так и тактических задач. Эффективное управление этими двумя группировками обеспечивалось за счет координации и согласованности, что позволяло полководцам навязывать противнику свои решения в ходе боевых действий. Войска, находившиеся в авангарде, выполняли важнейшие функции, которые могли существенно повлиять на общий ход военной кампании.
Таким образом, тактические приемы ведения боя кочевников базировались на следующих принципах: первым был дистанционный бой с использованием лука на коне; вторым – участие в рукопашной схватке; третьим и заключительным этапом – преследование отступающего противника с целью его окончательного разгрома на стратегическом уровне.
Рассматривать такую тему вне биографии, полководческого и государственного дара самого Джучи хана, не представляется возможным, ряд авторов раскрывали аспекты его деятельности. Биографии Джучи хана посвящена статья кандидата педагогических наук, профессора, полковника Бурнаева З.Р.
Некоторые тезисы статьи на записках историков Рашид ад-дин, Улугбека и Утемиш-ходжи мы приводим в настоящем дайджесе. Историк в своем произведении «Жамиг ат-тауарих» повествует: «Джучи хан был старшим среди сыновей Чингисхана. Жена Чингисхана Борте-ханум была беременна на Джучи хана. В это время род меркитов, выбрав удобный момент, ограбил стан Чингисхана, его беременную жену тоже увели в плен. Раньше этот род враждовал и соперничал с правителем кереитов Он-ханом, однако к тому времени между ними установился мир. Поэтому они отправили Борте-ханум к Он-хану. Поскольку Он-хан был андой (побратимом) с отцом Чингисхана и самого Чингисхана называл своим сыном, он очень уважал Борте-ханум». Далее историк сообщает, что Чингисхан, узнав об этом, отправил одного из своих командиров по имени Саба из рода жалаир к Он-хану с просьбой вернуть ему Борте-ханум. Он-хан, проявив заботу по отношению к Борте, отправил ее вместе с Сабой.
Рашид ад-дин продолжает: «В дороге она неожиданно родила мальчика, поэтому его назвали Джучи (Путник). Поскольку путь был опасным, сделать колыбель было сложно. Саба замесил немного мягкого теста, завернул в него ребенка и положил его в подол своей одежды. Так он его осторожно довез и отдал Чингисхану. Когда Джучи вырос, он везде следовал за отцом, и был рядом с ним как в моменты удачи, так и в трудные времена».
Отсюда следует, что Борте забеременела до того, как попала в плен, и меркиты передали беременную женщину Он-хану. Керейский хан, относившийся к Чингисхану, как к родному сыну, вернул ее мужу. Эти сведения повторяются также в «Сокровенном сказании монголов», в труде Мирзы Улугбека «Улус-и арба-и Чингизи», в «Шежере-и тюрк» Абу-ль-Гази Бахадур-хана, в книге «Жамиг ат-тауарих» Кадыргали-бия Жалаири.
Мирза Улугбек пишет, что Борте была на 6-м месяце беременности, когда попала в плен: «Великий правитель Чингисхан был настолько добрым и благонамеренным, что Чагатай и Угедей из зависти измыслили такую ложь». И таким образом сообщает, что они оклеветали Джучи. Поэтому мы считаем, что в происхождении Джучи никаких сомнений быть не должно.
Улугбек, который был одновременно ученым и правителем, пишет, что «Чингисхан любил Джучи сильнее, чем других своих сыновей и дочерей». Это похоже на правду. Например, если опираться на «Сокровенное сказание монголов», то там сообщается, что в Год Зайца (1207) Джучи, отправившись с войском правого крыла к «лесным народам», сумел подчинить ойратов и кыргызов без боя, дипломатическим путем. Чингисхан был восхищен и дал такое указание: «Ты, старший из моих сыновей, едва выйдя из дома, обрел удачу. Там, куда ты отправился, ты не проливал кровь воинов, не мучил лошадей, но полностью подчинил счастливые лесные народы. Этот народ я отдам в управление тебе».
Это свидетельствует о том, что великий каган восхищался своим сыном, доверял ему и с надеждой видел в нем своего преемника. После этого Джучи возглавлял походы в степи Дешт-и-Кипчака и в страну Сартаул (так монголы называли Хорезм). Из всех походов он возвращался только с победой. Персидский историк Джузджани в одном из своих трудов в 1226 году написал: «Старший сын Чингисхана Джучи был очень храбрым и решительным воином. Личные качества, воинские успехи и право первородства сделали Джучи одной из весомых фигур в Монгольской империи. Его сила была такова, что даже сам отец его побаивался».
Подобно тому, как рождение Джучи сопровождалось многими домыслами, так и смерть его окутана тайной. Историк Утемиш-хаджи в своем произведении «Чингиз-наме» пишет следующее: «После того как Чингисхан завоевал вилаяты, где с одной стороны находился Багдад, с другой – Индия, а с третьей – Дешт-и-Кипчак и река Едиль, он поделил эти вилаяты между своими сыновьями…
В «Родословии тюрков» сообщается, что Джучи «умер в Дешт-и-Кипчаке за шесть месяцев до смерти Чингисхана», который скончался в августе 1227 года. Детей у Джучи хана было около сорока, но только о нескольких из них остались точные сведения.
Исследования свидетельствуют, что в средневековье у казахов существовала четко установленная, целостная система воинского обучения и воспитания, которая формировалась на основе военных традиций их предков.
В статье доктора PhD, профессора, полковника запаса Жексенбинова Б.Н. и Сидикова Б.С. раскрывается процесс воинского обучения и воспитания казахов в период Казахского ханства.
У казахов, которые вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством на огромной территории, необходимость создания и содержания войск в целях самообороны обуславливалась рядом факторов. Особенности ведения хозяйства казахами стали фундаментом начальной военной подготовки и способствовали становлению будущего воина. Важным фактором явилось унаследованное от родителей домашнее обучение, занимавшее определенное место и в системе военного обучения и воспитания воина.
Когда у молодых людей не было специальных наставников, они учились друг у друга или же у старших. С малых лет казахи подготавливались к обучению военному делу, чтобы стать настоящим воином. Добрая слава древних казахских воинов неразрывно связана с традицией подготовки будущего воина в семье. Домашнее обучение составило основу казахского военного обучения. Оно велось отцами и старшими братьями.
Военные традиции имели большое значение в жизни кочевников, и воинская повинность являлась одной из самых важных и общих повинностей в степи. Население степей, по существу, представляло собой вооруженную массу людей. Ношение оружия было не только законным правом свободного скотовода, но даже обязанностью, и, к примеру, на народном собрании безоружный мужчина не имел права голоса, а младшие могли не уступать ему места.
У казахов-кочевников постоянное войско отсутствовало, а было только родоплеменное ополчение, собиравшееся по мере необходимости. Родоплеменной отряд представлял собой самостоятельную войсковую единицу: во главе его стоял предводитель рода, каждое ополчение имело свой боевой стяг и свой уран — боевой призывный клич. Несколько таких автономных отрядов составляли улусное войско. Глава улуса одновременно являлся и главой улусного войска; улусное войско имело свое главное знамя, свой единый уран. Верховным руководителем объединенных войск являлся хан; он лично возглавлял воинов в сражении, делил с ними тяготы и опасности.
Непременной принадлежностью военного снаряжения кочевников были боевые знамена (туг, бунчук). Знамена выполняли, по меньшей мере, две функции: они были важным священным символом и одним из эффективных средств управления войсками на марше и в бою. Знамя имел каждый род, каждый улусный султан и, разумеется, хан. По установившейся традиции, высшее число знамен, которое могло быть у одного хана, — девять. Когда говорили о «хане с девятью знаменами» (токуз тундук хан), то это вызывало представление о могущественном правителе.
При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим военным снаряжением. Легкая конница степняков-кочевников отличалась большой подвижностью, и в любой момент в любом месте они могли сосредоточить крупные силы для нападения. К бою готовились тщательно: кормили коней, расчесывали им гривы, точили сабли и копья, проверяли луки и стрелы, готовили боевые значки. Перед битвой воины надевали на боевых коней латы, сами облачались в кольчуги, навязывали себе на руки одинакового цвета со своим воинским знаменем повязки, чтобы отличать своих и чужих. В назначенный час воин-знаменосец поднимал главное знамя, и армия в боевом порядке выступала навстречу врагу.
Воинская доблесть высоко ценилась, и тот, кто больше других «рубил головы, проливал кровь», пользовался общим уважением в кочевническом государстве. За личную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями присваивался почетный титул батыр (бахадур, багатур).
Право принятия участия в облавной охоте принадлежало главным образом мужчинам, достигшим соответствующего возраста. У кочевников полноправным охотником становились с 12-14 лет, т.е. именно с такого периода в жизни молодого человека, когда он вступал на военное поприще. На охоте существовали строгая дисциплина и порядок. Большое внимание в ходе формирования военных качеств уделялось формированию смелости, отваги, мужества, выносливости, физической закалки, овладению оружием, выработке боевого мастерства и других морально-боевых качеств. Все указанные мероприятия требовали полного физического и психологического напряжения, потому что обучение нередко продолжалось 12-16 часов в сутки, осуществлялось на незнакомой местности, при усложненных условиях с форсированием водных преград и т.п. Широко пропагандировался и распространялся опыт, примеры героических подвигов, придавалось значение личному примеру батыров.
Отметим доклад гостя конференции, заслуженного работника культуры Российской Федерации Жунусовой А.Х., которая в своем выступлении раскрывала историю становления военного искусства Казахстана.
История казахского народа неразрывно связана с Великой империей Чингисхана, сотрясателя вселенной и покорителя Евразии. Чингисхан – великий полководец, объединивший все тюркские племена, создавший величайшее государство, организовавший завоевательные походы в Китай, Среднюю Азия, Ближний Восток, на Кавказ и Восточную Европу. Чингисхан Великий это полевой командир, начавший свою карьеру командиром взвода, а закончил ее великим полководцем, с армией в 100 000 высокопрофессиональных воинов. Эта была армия, спаянная железной дисциплиной, имевшая феноменальную управляемость, маневренность и огневую мощь.
Основу армии Чингисхана, составляли тюркские племена Великой степи. Казахи унаследовали тактику воинов Чингисхана: это высокая подвижность и огневая мощь. Любая пехота, стоявшая против казахской конницы, была обречена. Казахская конница на полном скаку расстреливала противника из лука, выпуская тучи стрел, и делая из вражеских пехотинцев утыканных стрелами ежей. По подтвержденным историческим данным, конные полки казахской и башкирской конницы – использовали именно такую тактику в Отечественной войне 1812 года. Нанося тяжелые потери войскам французского императора – Наполеона Бонапарта.
Казахский воин – это всадник, вооруженный луком, способный управлять конем одними ногами и стрелять из лука на полном скаку, имеющий преимущество в скорости и в подвижности, который был практически неуязвим для врага. А чрезвычайно меткая стрельба из лука – были смертельным для любого противника. И совсем необязательно было вступать с врагом в рукопашную схватку, биться на мечах. Это было излишним и ненужным. Только с появлением скорострельных пулеметов значение казахской конницы постепенно снизилось и сошло на нет. Казахские конницы уступили поле боя танкам и мотострелковой пехоте на бронетранспортерах. Так прошла Вторая мировая война, где ключевое место на поле боя заняли военные бронемашины. 21 век – век высоких технологий и искусственного интеллекта.
Военно-административное деление казахского ханства включало в себя три жуза, которые на самом деле являлись военными округами (в современном понимании). Верховный главнокомандующий объединенных кочевых ополчений избирался на высшем военном совещании казахской знати, им становился один из ханов трех жузов. Во время крупных войн ханское знамя считалось общевойсковым стягом, как государственная святыня – тщательно охранялось и выносилось только на войну. Во время боя шла настоящая охота за знаменем противника. Падение, исчезновение главного знамени означало поражение войска. Источники сообщают немало сведений о военном искусстве казахов. В битвах они обычно наступали лавой или обходили противников с флангов, хорошо маневрировали и мужественно сражались. Умели вести многодневную осаду хорошо укрепленных крепостей.
В первую очередь старались поджечь деревянные строения в крепости, а затем начинали штурм. Казахских воинов не удерживали вражеские ядра и бомбы, они тушили их мокрым войлоком. Разнообразен был арсенал боевых приемов и тактических уловок у степняков. Например, если неприятель нападал врасплох и выстроить ряды войска было невозможно, старались сомкнуть фланги и образовать круг, а затем, на скаку стреляя из лука, кружились внутри вражеского кольца (круг в круге). Или другой прием ведения боя: всадники мчатся во весь опор в сторону неприятеля, на ходу пускают стрелы. Затем резко осаживают коней и, отходя, продолжают обстрел врага. Воинская доблесть ценилась высоко. За личную храбрость в сражении присваивался почетный титул батыра. Подвиги батыров прославляли степные певцы-импровизаторы, акыны. При хане Абылае казахское ополчение постепенно приобретало черты регулярного войска. Батыры Богенбай, Кабанбай, Баян, Утеген, Наурызбай и другие возглавляли соединения численностью до 10 000 человек каждое.
В завоевательных походах стратегической целью являлись разгром и уничтожение крупных вооруженных сил противника, захват важных военно-политических центров (ставок ханов), вытеснение неприятелей, установление на захваченной территории своего господства. Даже через столетия, уже в XX в., опыт прошлого, боевые приемы степняков использовались с успехом, в том числе в Великой отечественной войне и в войнах нового поколения.
Заслуживает вниманиястатья кандидата исторических наук, ассоциированного профессора (доцента) Койшигариной Г.М. и Самаева Т.А. В которой авторы рассматривают исторические аспекты военного дела номадов.
Истоки казахской государственности, охватывающие период от Джучи-хана до современности, представляют собой сложную и многослойную историю, включающую формирование казахской этнической и политической идентичности на протяжении веков. Кочевые народы, такие как казахи, монголы и другие номады Центральной Азии, были известны своей высокой военной организованностью и эффективной боевой тактикой, что позволяло им не только защищать свои земли, но и успешно завоёвывать новые территории. Военная система кочевников формировалась на основе их образа жизни, географических условий и потребностей кочевого хозяйства. Она была гибкой, мобильной и в значительной степени зависела от способности народа быстро мобилизовать войска и перемещаться по степи.
В сезонное время, когда у кочевников начиналась охота, так называемые «разведчики» при их обнаружении передавали особый̆ позывной̆, который̆ служил своего рода призывом к началу сбора отрядов, в которые входили мужчины — воины из кочевой̆ общины, прекрасно владеющие всяким видом оружия, охотно принимающие участие в предстоящей̆ охоте. Из каждого родоплеменного объединения формировалась группа охотников, которые при благоприятной̆ погоде распределялись по местопребыванию, скорости движения, плана действий. Военная организация кочевых народов строилась на принципах, которые обеспечивали высокую степень готовности к войне и эффективное управление армией:
Проведенный анализ показал, что военная организация кочевников была уникальной и чрезвычайно эффективной в условиях степных пространств. Их боевые навыки и тактика делали их грозной силой, способной вести войны против более крупных и организованных государств.
Полагаем, что одним из важных аспектов, изложенных в научной статье начальника управления военного искусства НИИ НУО ассоциированного профессора (доцента), полковника Саматова М.К. является военное искусство Улуса Джучи и современные паралели.
Автор отметил два ключевых аспекта – стратегия и тактика, а также причины отсутствия отдельного анализа оперативного искусства, которое, несмотря на свою важность, в некоторых случаях не выделяется в качестве самостоятельного уровня анализа.
Во-первых, отсутствие выделения оперативного искусства обусловлена тем, что размытость границ между стратегией и тактикой в древней и средневековой военной истории делает сложным выделение оперативного уровня.
Во-вторых, анализ стратегии и тактики в историческом контексте. При изучении военных действий армии Джучи хана, как части обширной военной системы (монгольской), становится очевидным, что их успех был результатом грамотного сочетания стратегии и тактики. Войска Улуса Джучи применяли стратегию глубоких ударов и захвата ключевых территорий, что обеспечивалось высокой мобильностью их конницы. Стратегическая цель состояла в быстром завоевании и удержании важных географических и экономических объектов, которые обеспечивали контроль над транспортными и торговыми путями. Например, захват торговых узлов на Шёлковом пути значительно ослаблял экономические возможности их противников, лишая их ресурсов и поддержки.
Армия Джучи хана использовала ложные отступления, быстрые манёвры конницы и внезапные удары по слабым местам противника. Этот тактический прием был особенно эффективен против войск, привыкших к традиционным формам боевых действий, так как дезорганизовывал врага и позволял наносить решающие удары с флангов или с тыла. В современных вооруженных конфликтах также применяют маневренную тактику для проведения фланговых атак и охватов, тактику контролируемого отступления.
Важными аспектами остаются стратегия разрушения логистических путей, адаптация к местности и условиям ведения боевых действий, а также психологическая война и использование страха.
В-третьих, в качестве параллелей можно привести маневренные действия, которые ранее выполняла конница, вооруженная луками и арбалетами, а сейчас заменяется бронетехникой и механизированными подразделениями, и применением БПЛА. Таким образом,
Таким образом, проведенный анализ демонстрирует, что многие принципы древнего военного искусства, применявшиеся армией Джучи хана, сохраняют свою актуальность в современных конфликтах. Современные военные действия требуют высокой мобильности, адаптивности и способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия боя. Военное искусство Джучи хана, основанное на этих принципах, может служить примером для современных армий, стремящихся к эффективной организации своих сил и ресурсов. В условиях глобализации и стремительного технологического прогресса, изучение исторического опыта может предоставить ценную информацию для формирования современных военных стратегий.
Участники конференции, поддерживая ведущую научную идею об особой исторической роли Улуса Джучи, в немалой степени предопределивший векторы развития живших здесь народов и впоследствии, образованных государств, в том числе Казахского Ханства и современного Казахстана, в конструктивном диалоге обсудили актуальные вопросы методологии и историографии истоков Казахской государственности, особенностей раннего формирования государственно-политической системы, военной организации и военного искусства кочевых и оседлых народов Великой степи.
Формат конференции позволил всем участникам в конструктивном ключе обменяться мнениями и подтвердить актуальность, научность и значимость обсуждаемых тем для дальнейшего исследования истории казахстанской государственности, ее важности в укреплении общенациональной идентичности, нравственном и патриотическом воспитании в образовательной и научной деятельности военных вузов.
По итогам конференции принята резолюция, в которой отмечено, что анализ исторических событий позволяет видеть одно уникальное, феноменальное явление, что ни при каких обстоятельствах основных регионов Великой степи – казахи, не потеряли территориальную и политическую целостность.
В современных условиях геополитической напряженности весьма важным становятся вопросы уточнения национальной идентичности и научного обоснования многовековой выстраданной истории казахского народа, изучение истоков казахской государственности, где особое место и роль занимал Улус Джучи, в немалой степени предопределивший векторы развития живших здесь народов и впоследствии, образованных государств, включая Казахского ханства.
Важно подчеркнуть что резолюции, основана на методологических посылах Главы государства о том, что:
во-первых, Казахстан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи, вершиной государственности которой был Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда;
во-вторых, с историческим наследием тесно переплетены прошлое, настоящее и будущее нашей страны — традиции государственности Казахстана;
в-третьих, важно, чтобы восприятие золотой Орды в мире неразрывно связанно именно с Казахстаном.
Конференция позволила:
— путем научного поиска изучить, осмыслить и обсудить истоки казахской государственности в контексте истории и современности для формирования общенациональных ценностей и идеалов казахстанского общества;
— изучить методологию и историографию казахской государственности, истоков Казахской государственности, шире взглянуть на ее периодизацию, исследовать особенности государственно-политической системы, военной организации и военного искусства кочевого и оседлого населения Великой Степи.
Основные положения резолюции конференции, одобренные ее участниками:
В заключительном слове начальник Национального университета обороны Республики Казахстан, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор (доцент), генерал-майор Мустабеков А.Д. отметил, что «предложения участников конференции должны стать ориентиром для дальнейшей деятельности по изучению истории военного искусства и тактики, поиска основ укрепления общенациональной идентичности казахстанцев, выработки действенных мер по развитию форм и методов патриотического воспитания новых поколений защитников Отечества».
Настоящий дайджест составлен по материалам сборника конференции практической конференции: «Қазақ мемлекеттілігінің бастауы – Жошы ханнан қазіргі заманға дейін» / Истоки казахской государственности от Джучи хана до современности»
Более подробно можно ознакомиться в электронной библиотеке Национального университета обороны Республики Казахстан (инв. номер1370).
Электронный вариант размещен в базе электронных книг — научная библиотека — конференция НУО- 2024 — «Қазақ мемлекеттілігінің бастауы – Жошы ханнан қазіргі заманға дейін» / Истоки казахской государственности от Джучи хана до современности».
Составители: институт военного искусства военно-научно-исследовательского центра Национального университета обороны Республики Казахстан.